Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Адаптация сервиса и доступность финансовых услуг для лиц с ОВЗ.

«Чего не хватает нашему поколению, так это финансового образования,

необходимого для финансовой безопасности»

Роберт Кийосаки

 

25 сентября 2017 года принята Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации. Документ рассчитан до 2023 года и нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан. Это первый стратегический документ подобного масштаба в сфере финансовой грамотности в Российской Федерации, который обеспечит координацию и системное партнерство между всеми заинтересованными участниками – Минфином России, Банком России, региональными властями, бизнес-сообществом, педагогическим сообществом. Основной для данной стратегии является целевая группа, испытывающая трудности при реализации своих прав на финансовое образование и их защиту (лица с ограниченными возможностями здоровья).

Исходя из актуальности данной стратегии на территории Курской области были обозначены направления работы в государственных и региональных нормативно-правовых документах: в Соглашении о сотрудничестве между Администрацией Курской области и Центральным банком Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности населения Курской области № 01-07/80 от 26.12.2017 [Соглашение о сотрудничестве … 2017]; плане мероприятий Администрации Курской области и Центрального банка РФ в области повышения финансовой грамотности населения Курской области на 2018–2022 годы № ПМ-59-59/48 от 30.03.2018 [План мероприятий… 2017]; Соглашении о сотрудничестве комитета образования и науки Курской области и Центрального банка РФ в области повышения финансовой грамотности населения Курской области № ДТ – 138-2/1476-17 от 14.10.2017 [Соглашение о сотрудничестве … 2017];Перечне мероприятий комитета образования и науки Курской области и Отделения по Курской области главного управления Центрального банка РФ по Центральному федеральному округу в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Курской области на 2017–2021 годы №ДТ – 138-2/1655-17 от 03.11.2017.

Курская область – лидер в России по реализации проекта «Онлайн-уроки финансовой грамотности» в школах. Это озвучено на заседании Экспертного совета, которое провел губернатор Александр Михайлов. Совет утвердил детальный перечень мероприятий по повышению финансовой грамотности населения Курской области на 2018 год. К этой работе привлечены органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, а также волонтеры. Совместная деятельность ориентирована, прежде всего, на наиболее уязвимые в плане финансового просвещения группы населения. Это дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, граждане пожилого возраста, инвалиды, лица с ОВЗ.

Как заметил заместитель председателя комитета образования и науки области Александр Уколов, наш регион — активный участник проекта Банка России «Онлайн-уроки финансовой грамотности». Курская область возглавила рейтинг регионов страны по охвату образовательных организаций, участвовавших в данном проекте - 98%.

Повышение финансовой грамотности позволяет расширить возможности граждан более эффективно использовать финансовые услуги. Финансово грамотное население в целом лучше подготовлено к кризисным ситуациям и может лучше защитить себя, лучше ориентироваться в условиях мирового финансового кризиса: разбираться с налоговыми декларациями, выбирать себе пенсионные планы, сберегать свои накопления, правильно принимать инвестиционные и иные финансовые решения и не поддаваться панике.

Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья финансовое образование дает представление о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений, помогает в решении проблемы финансирования образования или решения жилищной проблемы через финансовое планирование, привлечение и эффективное управление кредитными ресурсами, помогает управлять личными финансами, оптимизировать расходы и доходы. Финансовая грамотность учащихся с ограниченными возможностями здоровья способствует адаптации к современным экономическим условиям и облегчает выпускникам вхождение во взрослую жизнь за счет создания предпосылок для личностного роста и повышения уровня информированности в различных областях жизни.

Практическая направленность формирования финансовой грамотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – наиболее эффективный и методически верный способ улучшения социально-адаптивных возможностей обучающихся за счет многократного повторения и моделирования практикоориентированных ситуаций. В специально созданных условиях осуществляется развитие аналитико-синтетического мышления и функции обобщения и планирования в процессе выполнения различных видов экономической деятельности, формирования на ее основе качеств личности, необходимых для адаптации к радикально обновленной социально-экономической среде.

В свою очередь финансовые организации также имеют финансовые риски работы с данной категорией. Можно сказать, что доступность банковских услуг для лиц с ментальными нарушениями находится в «пилотном режиме» и дорабатывается финансовыми институтами. Обучение лиц с ментальными нарушениями основам финансовой грамотности необходимо начинать со школьного возраста, что позволит минимизировать риски со всех сторон.

В целях повышения уровня финансовой грамотности среди студентов с ОВЗ и инвалидностью на базе ОБПОУ «Дмитриевского сельскохозяйственного техникума», преподавателями специальных дисциплин (Силаковой И.Н., Маркиным А.А.) организованы внеурочные занятия. Для проведения данных занятий в техникуме специально оборудованы кабинеты оснащенные: кассовым боксом, контрольно-кассовой машиной, компьютерами, информационными буклетами и прочим.

Необходимо отметить, что подобные занятия, имеющие практическую направленность, помогают обучающимся лучше понять цели финансового просвещения, сформировать начальные представления о сложной сфере финансов.

Для выявления необходимости проведения занятий по финансовой грамотности с лицами ОВЗ и инвалидами было проведено анкетирование.  Результаты анкетирования оказались следующими: 23% обучающихся отнесли себя к людям, ориентирующимся в вопросах финансов; 32% отметили, что разбираются в отдельных вопросах указанной тематики; 40% обучающихся не ориентируются в вопросах управления финансами. Данные результаты убедили нас в необходимости введения курса внеурочной деятельности по формированию компетенций в сфере финансовой грамотности, а также в заинтересованности участников образовательных отношений в повышении уровня финансовой грамотности.

За основу деятельности по формированию отдельных компетенций в сфере финансовой грамотности было взято применение современных технологий, которые не просто упрощают жизнь, но и позволяют получить новую информацию.

Так, приложения для повышения финансовой грамотности и учета расходов и доходов позволяют контролировать свой бюджет, анализировать траты и перенаправлять средства на другие статьи расходов в случае нецелесообразности трат.

В ходе проведения занятий используется игра FinancePark, которая учит финансовой грамотности через историю главного персонажа, стремящегося привести компанию к процветанию. Каждый шаг в игре поясняет личная ассистентка, которая делится советами, как правильно выполнить то или иное действие. Изучая на практике работу с финансами предприятия, можно научиться вести и собственный бюджет.

Так же, мы предлагаем обучающимся:

 деловые игры, которые имитируют реальные жизненные ситуации и ставят перед игроками вопросы, требующие решения.   Главный результат для участников – это их игровой опыт и сделанные собственные выводы (например,  такие деловые игры как : «По следам монополии», «Отчаянные домохозяйства», «Услуги финансовых организаций», «Ремонт», «Доходность и риски», «Рекламный бизнес», «Семейный план» и др.);

кейсы, это «деловая игра в коробке». Основное различие в том, что при участии в деловой игре игроки почти сразу же проживают последствия своих решений, а при решении кейса – только планируют свои действия по решению заданной проблемной ситуации и получают обратную связь о возможных последствиях от преподавателя например,  такие кейсы как: «Личный финансовый план», «Расходы семьи», «Бизнес - план» и др.);

 ролевые игры, которые симулируют какие-то жизненные или вымышленные ситуации, однако в них самое главное — это индивидуальная роль и предлагаемые обстоятельства. Главный результат - ощущение мотивов своего персонажа, понимание интересов человека, оказавшегося в заданной ситуации. В рамках игры необходимо показать конкретные модели поведения, рекомендуемые в заданной ситуации (например, можно разыграть поход в банк, пенсионный фонд, налоговую службу, при этом и сотрудников финансовых организаций, и потребителей играют обучающиеся. В этом случае участники смогут понять интересы разных участников финансовых отношений и особенности их поведения).

Кроме игровой формы изучается использование программ на платформе IOS и Андроид: «Everfi-FinancialLiteracy», «Деньги ОК», «Кошелек», «КэшГоу». Данные приложения помогают контролировать уровень средств по разным статьям расходов, анализировать их и перенаправлять в нужно русло.

Финансовое будущее обучающихся из числа детей с ОВЗ и инвалидностью будет определяться степенью готовности к самостоятельной жизни, уровнем развития компетенций в сфере финансовой грамотности, адекватным выбором профессии.

Особое внимание мы обращаем на развитие мотивации и интереса к освоению финансовой грамотности, стимуляции познавательной активности, систематической актуализации знаний и умений, обучающихся в сфере финансовой грамотности, индивидуализацию и дифференциацию обучения..