Объектом исследования является, Щигровское Акционерное Общество «Геомаш», которое специализируется на производстве самоходных буровых установок для гидрогеологического, инженерно-геологического и структурно-поискового бурения на глубину до 50 м на базе высокопроходимых шасси автомобилей, трелевочных и болотоходных тракторов, гусеничных транспортеров.
Сегодня в подавляющем большинстве отечественных индустриальных предприятий маркетинг рассматривается в наилучшем случае, как вспомогательная функция, основную программу которой составляет реклама и мониторинг цен. Большая часть маркетинговых направлений не востребована самим предприятием, а «высшим пилотажем» маркетинговой функции в более современных организациях считается анализ трейдерской статистики.
Средний масштаб большого количества отечественных предприятий предполагает, что весь объем маркетинговых стратегий и функций осуществляет немногочисленный отдел, зачастую — один сотрудник. В большинстве случаев, субсидирование маркетинговых мероприятий на таких предприятиях складывается по остаточному принципу и маркетологи вынуждены работать в условиях малого финансирования.
Мы провели анализ маркетинговой политики на данном предприятии, с точки рыночной концепции управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью организаций, нацеленную на исследование рынка и конкретных запросов покупателей и ориентацию на них, производимых товаров и услуг, а также на формирование и стимулирование покупательского спроса с целью аргументированного принятия решений и планового расширения продаж, завоевания определенной части рынка и получения прибылей. Производить то, что продается, а не продавать то, что производится, — основная идея маркетингового подхода к управлению техническим прогрессом, производством и сбытом. Другими словами, до того как, начать производство, предприятие должно провести углубленное исследование потребностей определенных потребителей и в соответствии с полученной обратной связью, разработать, доработать или усовершенствовать продукт и затем выйти с ним на рынок.
В маркетинге планирование и его результат — план — занимают самое почетное место. Сверх того, план маркетинга — это одна из главных коммерческих тайн каждой фирмы. Тут формулируются первоочередные миссии фирмы на соответствующий период времени, характеризуются важнейшие черты рыночной ситуации и тенденции ее развития, презентован общий реестр рекомендаций и избираемых фирмой средств для достижения уставленных целей. Схематически содержание плана маркетинга представлено в таблице 1.
Таблица 1
Содержание плана маркетинга
Преамбула |
Краткие выводы из разделов плана |
Рыночная ситуация и ее перспективы |
Анализ данных о маркетинговой среде, потребителях, конкурентах и их товарах, о каналах сбыта |
Анализ возможностей фирмы |
Оценка благоприятных факторов и вероятных угроз |
Финансовые и маркетинговые цели и задачи |
Показатели чистой прибыли, объема продаж, рыночной доли, уровня цен, охвата рекламой и др. |
Стратегия маркетинга |
Базовый комплекс проблем, путей и вариантов их решения |
Программы действий |
Ответы на вопросы: что надо сделать? Когда? Кто отвечает за это? Каков должен быть результат? Сколько это будет стоить? |
Баланс доходов и расходов |
На базе ответов на вопросы программ действий |
Контроль и регулирование |
Анализ действенности и меры по корректировке плановых действий |
Задача организации успешной маркетинговой деятельности на индустриальном предприятии многогранна и не имеет однозначных исчерпывающих ответов. В зависимости от некоторых условий проблема будет содержать большое количество вариантов решений.
Для организации работы отдела маркетинга необходимо разработать план расходов на маркетинг. (таблица 2).
Таблица 2.
Прогнозный бюджет маркетинга на II квартал 2021 г., тыс. руб.
Статьи бюджета |
2021г. |
Сумммарный прогнозный объем продаж |
52000 |
Наиболее вероятные производственные издержки |
10000 |
Промежуточная прибыль |
51000 |
Затраты на маркетинг: |
|
Реклама |
14 |
Организация продажи |
45 |
Другие затраты на продвижение продукта |
5 |
Доведение продукта до потребителей и их обслуживание |
500 |
Упаковка |
20 |
Техническое обслуживание |
20 |
Оплата труда руководителей и сотрудников маркетинговых служб |
20 |
Стоимость информации |
30 |
Суммарные маркетинговые затраты |
654 |
Прибыль |
50460 |
По данным отчёта «О прибылях и убытках» ф. №2 чистая прибыль в 2020 г. составила 39226 тыс. руб. За счет проработки стратегии маркетинга по данным таблицы 2 прибыль во II квартале 2021 г. увеличится на 11234 тыс. руб. Это говорит о необходимости изменения маркетинговой политики АО «Геомаш».
Нужно отметить, что целью планирования маркетинга АО «Геомаш», в настоящий момент, является установление позиции организации, направлений её деятельности и средств достижения целей. Так же, рекомендуется, разработать маркетинговый план, который позволит вывести организацию на новые рынки сбыта, что будет обусловлено получением большего дохода. Маркетинговый план послужит базой для всех других видов деятельности организации, например, планирования производства, поступления наличности, численности и характера рабочей силы. Он является действенным инструментом по управлению организацией и должен быть предоставлен в цельном виде или по частям, всем, кто участвует в процессе планирования деятельности. Незначительные процедуры планирования маркетинга обеспечивают наибольшую рентабельность и гарантируют стабильность организации в долгосрочной перспективе, а также помогают уменьшить трения между сотрудниками компании. В этом плане, не меньшей ценностью, чем результирующий комплект плановых документов, является материал для управления деятельностью организации.
И в заключение доклада, хотелось бы отметить, некоторые положительные аспекты при изменении маркетинговой стратегии в АО «Геомаш». Маркетинго - сбытовая активность с использованием новейших информационных технологий в работе коммерческого отдела позволит наиболее эффективно направить ресурсы, определить положение производимой продукции относительно продукции конкурентов, выработать эластичную ценовую политику и значительно увеличить эффективность сбытовой деятельности. Благодаря своевременному получению и оперативной обработке информации, предприятие в 1-м квартале 2022 года сможет увеличить объем продаж на 25% от запланированного объема.
Литература:
- URL: http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=000512 (дата обращения 28.02.2021 г.)
- URL: https://www.geomash.ru/about/history/ (дата обращения 28.02.2021 г.)
- Отчет «О прибылях и убытках» АО «Геомаш»
- Джон, Филип Роль рекламы в создании сильных брендов / Джоунc, Филип Джон. - М.: Вильямс, 2018. - 496 c.
- Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг. - М.: Вильямс; Издание 9-е, 2020. – 908